Опыт институционализации Дельта - тестирования в практике работы Гимназии №5

sertifikatdelta

24 - 25 апреля 2012 Российским тренинговым центром, Институтом управления образования, Российской академией образования был организован семинар на базе Красноярского краевого института повышения квалификации работников. На данном семинаре «МАОУ Гимназии № 5» представила свой опыт работы по теме «Опыт институционализации Дельта - тестирования в практике работы Гимназии № 5».

 

Данный мониторинг реализуется в гимназии с 2007 года в качестве внешнего аудита специалистами Института Педагогики и психологии, а также введён в систему оценки качества образования гимназии .На основе Дельты выявляется разный уровень мышления ребят , а администрацией школы и учителями создаются условия для развития их.

Цель семинара - оформление представлений о современных возможностях оценки качества образования на основе использования подхода к оценке индивидуального прогресса учащихся в мышлении и понимании. Ключевой вопрос для обсуждения: Как обнаружить индивидуальный прогресс школьников как результат изучения предметных и метапредметных курсов школьников и выстроить на основе его мониторинга механизмы управления качеством образования? Результаты семинара: Слушатели, прошедшие обучение, Получили представление

  • о современных подходах к оценке образовательных результатов в соответствии со стандартами нового поколения;
  • о модели индивидуального прогресса учащихся (уровни свободы действия, срезовые и динамические характеристики освоения предметного действия);
  • об устройстве диагностического инструмента «Дельта» и технологии «Дельта - тестирования»;
  • о формах предъявления результатов диагностики индивидуального прогресса разным адресатам;
  • определяли уровень задач в отношении к предполагаемому уровню свободы владения предметным способом действия ученика;
  • анализировали динамические характеристики результатов оценки индивидуального прогресса учащихся;
  • получили начальный опыт интерпретации индивидуальных и группированных (класс, группа классов, образовательное учреждение) результатов тестирования индивидуальных достижений в динамике (до 3 срезов);
  • разработки репертуара педагогических и административных действий, направленных на повышение качества образования, на основе анализа результатов ИП;
  • предъявления результатов оценки индивидуального прогресса учащихся с учётом интересов разных субъектов образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, администрации образовательного учреждения).

Актуальность семинара: Проблематика связана с одной из задач реализации стратегической цели государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования – а именно, формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях. Актуальность подхода связана с необходимостью решения следующих задач:

  • измерения и анализа данных об инновационных образовательных результатах для последующих изменений в системе образования в области подготовки кадров;
  • создания специального институционального устройства, с синхронизированными структурами осуществляющими разработку измерителей, обработку и анализ полученных данных, и другие работы, связанные с оценкой качества образования.

Диагностический пакет «Дельта» позволяет выполнять одно из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта, связанное с необходимостью учитывать в итоговой оценке «результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». Задача отслеживания динамики становления универсальных умений требует от педагогической практики изменений способов оценивания и диагностического инструментария. Тест «Дельта» – это инструмент для диагностики индивидуального прогресса учащихся в освоении учебных предметов. Особенность данного инструмента состоит в том, что он предназначен не для проверки степени освоения школьниками того или иного предметного содержания, а для отслеживания динамических характеристик становления мышления и понимания учеников, проявляющиеся в развитии их предметного действия при изучении математики и русского языка со 2 по 9 класс общеобразовательной школы. Интегральная оценка итоговых образовательных достижений, которую обеспечивает инструментарий международных мониторинговых исследований (PISA, PIRLS и др.), является ориентиром для принятия управленческих решений политического уровня, но в очень малой степени может помочь учителям в их повседневной деятельности. Можно сказать, что система обратной связи, которую обеспечивают упомянутые мониторинги, по своему содержанию «не дотягивается» до управления образовательными процессами, обрываясь где-то на уровне функционирования региональных образовательных систем. Таким образом, одна из актуальных задач в области измерения школьных достижений состоит в сближении диагностики с образовательной практикой. Необходим инструментарий мониторинга, который мог непосредственно ориентировать деятельность педагогов и администрации школы. Нужна диагностика, которая могла бы не только подводить рейтинговые итоги образовательного процесса, но и содержательно ориентировать этот процесс на его основных этапах. Использование инструмента «Дельта» даёт возможность решать задачу управления качеством образования – а именно, определить, есть ли у данного школьника индивидуальное движение в становлении мышления и понимания и какой вклад в это движение вносит определённая предметная область.

Преподаватели и выступающие:

  1. Хасан Борис Иосифович – доктор психол. наук, профессор, директор Института психологии и педагогики развития (ИППР), зав. лабораторией «Юношеский возраст» КК ИПКиПП РО.
  2. Вальдман Игорь Александрович – кандидат пед. наук, директор Российского тренингового центра, зав. лабораторией мониторинга качества образования Института управления образованием РАО.
  3. Сергоманов Павел Аркадьевич – кандидат психол. наук, ректор Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования (КК ИПКиПП РО).
  4. Болотов Виктор Александрович – доктор пед. наук, вице-президент Российской академии образования, академик РАО.
  5. Знаменская Оксана Витальевна – кандидат физ-мат.наук, доцент, руководитель группы ИППР по разработке диагностических материалов на материале математики основной школы.
  6. Островерх Оксана Семёновна – кандидат психол. наук, доцент кафедры Психологии развития ИППС СибФУ, зав. лаборатории «Младший школьный возраст» КК ИПКиПП РО, руководитель исследовательской группы ИППР «Условия развития учебной самостоятельности и мышления», разработчик диагностических материалов оценки индивидуального прогресса на материале математики начальной школы.
  7. Рябинина Любовь Анатольевна – Отличник народного просвещения, Заслуженный педагог Красноярского края, заместитель директора КГКСУ «Центр оценки качества образования» (ЦОКО), руководитель группы ИППР по разработке диагностических материалов оценки индивидуального прогресса на материале русского языка в начальной и основной школах.
  8. Свиридова Ольга Игоревна – Почетный работник образования РФ, заместитель директора по методической работе гимназии «Универс» №1, разработчик диагностических материалов оценки индивидуального прогресса на материале математики начальной школы.
  9. Дорохова Анна Владимировна – кандидат пед. наук, руководитель Центра индивидуального образовательного прогресса КК ИПКиПП РО, зам. директора ИППР.
  10. Скрипка Анна Михайловна – кандидат пед. наук, старший научный сотрудник КК ИПКиПП РО, руководитель информационно-аналитического отдела ЦОКО.
  11. Баженова Ксения Анатольевна – кандидат пед. наук, старший преподаватель Института педагогики, психологии и социологии СибФУ, научный сотрудник КК ИПКиПП РО.
  12. Белоконь Оксана Ивановна – ст. научный сотрудник Центра индивидуального образовательного прогресса КК ИПКиПП РО, менеджер проекта «Индивидуальный прогресс» ИППР.
  13. Аванова Татьяна Валентиновна – заместитель директора МБОУ «Общеобразовательное учреждение «Красноярская университетская гимназия №1 – Универс» МБОУ, руководитель I ступени гимназии.
  14. Исаева Инна Владиславовна – Почетный работник общего образования РФ, директор гимназии №5 г. Чебоксары Республики Чувашия.