Уважаемые учащиеся!

Мы начинаем сбор данных по вашим достижениям
за 2016-2017 учебный год. Подробнее...

Гимназия №5 как школа формирования социального капитала

Гимназия №5 представляет собой большой научно-образовательный комплекс с разветвленной системой образовательных, научных и социальных связей по всей России и входит в число наиболее известных школ России, по праву считаясь пионером в области внедрения в образовательный процесс и управление школой современных коммуникативных технологий: не только компьютерных, но – главным образом – технологий управления человеческими ресурсами, системами коллективной работы педагогов, учеников и родителей.

Гимназия №5 входит в ТОП 500 лучших школ в 2014  и 2015 году, а также ТОП 200 школ, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учеников, ТОП 100 лучших школ по химико-биологическому профилю подготовки, ТОП 100 лучших школ по социально-гуманитарному профилю подготовки, ТОП 100 лучших школ по индустриально-технологическому профилю подготовки, ТОП 100 лучших школ по социально-экономическому профилю подготовки, Число 200 лучших школ России в 2015 году и Число 200 лучших школ России в 2016 году по поступлению выпускников ведущие российские вузы по данным Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»).

С 2007 года имеет  статус республиканской площадки по реализации проектов  «Гендерное обучение», «Возрастная школа», «Создание единой информационной среды».

С 2012 года реализует республиканский проект «Профильные инженерно-технические классы» в 2012-2013 учебном году.

Гимназия реализует практики тьюторского сопровождения в индивидуальных образовательных программах старшей школы, а также в области развития познавательной деятельности и в предмете основной школы. Данные практики и технологии сертифицированы межрегиональной тьюторской ассоциацией под руководством президента Т.М. Ковалевой 2015 года.

Также гимназия реализует практики и технологии в рамках ФГОС основной и старшей школы с 2010 года.

Ведущим направлением является формирование и развитие образовательного пространства, направленного на приобретение социального опыта, развитие и укрепление жизненного потенциала подростков для подготовки к взрослой жизни, поиск, определение и организацию собственного личностного и профессионального будущего.

В составе гимназии 2 образовательные ступени (подростковая и старшая). Гимназия имеет сложную структуру управления, основными органами которой являются: Управляющий совет, Научно-методический совет, Административный совет, педагогический Совет, органы самоуправления ступеней. Каждый орган управления решает собственные задачи.

Кадровый состав

  • всего работников – 77 человека;
  • учителей – 47;
  • руководителей – 8;
  • других сотрудников – 22 человека.

Средний возраст педагогов – 38 лет. Кадровый состав отличается стабильностью: 86 % сотрудников имеют стаж работы в гимназии от 5 лет и выше. 74 % учителей имеют высшую квалификационную категорию; 36 % – первую категорию. Молодых педагогов (со стажем работы до 5 лет) – 7 человек.

Гимназия показывает стабильную успеваемость и тенденцию роста качества обучения учащихся. Показатели ГИА и ЕГЭ значительно выше средних значений по области и РФ. В школе много выпускников, закончивших школу с Золотой медалью. Выпускники гимназии поступают в ведущие ВУЗы Москвы, Петербурга, Чувашской республики, зарубежные университеты. Растет количество призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников. Так, в 2015/2016 уч.г. в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников количество призеров и победителей составило – 179 чел., в региональном этапе – 38 человек.

В гимназии создана возможность для большого выбора кружков и секций. Из года в год гимназия является лидером в спортивных и творческих соревнованиях, фестивалях, конкурсах как на уровне города, так и России, в целом.  Воспитанники гимназии участвуют и становятся лауреатами международных конкурсов. Многие получают в гимназии хорошую базу для продолжения своей карьеры на профессиональном уровне в области спорта и творчества

Гимназия подключена  к интернету через оптоволоконную сеть со скоростью доступа 22 Мбит/с. Все компьютеры подключены в локальную сеть со скоростью доступа 1Гбит/с. Медиацентр (библиотека) – подключен к интернету (9 ноутбуков) и локальной сети гимназии через WI/FI. Сайт гимназии (http://gym5cheb.ru) и электронный журнал (http://chebgym5.ru)  развёрнуты на серверах, которые расположен в гимназии. 6 серверов обслуживают информационный поток внутри локальной сети гимназии. Для учебных целей используются 74 компьютера. Все классы оборудованы АМР преподавателя, которые включают в себя проектор, компьютер, принтер. В административных помещениях расположены 12 компьютеров,  которые постоянно подключены к сети Интернет и локальной сети гимназии. Все участники образовательного пространства (учителя, родители, ученики) гимназии имеют доступ к Сетевой школе (http://chebgym5.ru).

Основные общие характеристики:

  • Гимназия - Школа «открытого образования».
  • Гимназия - Школа, доступная для всех (ставка на открытие и развитие таланта).
  • Гимназия - Школа - «обучающая организация».
  • Гимназия - Школа высоких технологий.
  • Гимназия - Школа интегративных процессов и технологий
  • Школа - обучения через созидательную деятельность.

Важнейшим результатом образования становится умение выпускника гимназии  выстраивать личный жизненный проект в контексте социальной и гражданской ответственности.В старшей школе гимназии учащиеся самостоятельно формируют учебный план в соответствии с выбранной образовательной траекторией. Они могут выбирать не только набор предметов, который отвечает образовательным потребностям, но и уровень его изучения.

Возможности, предоставляемые Гимназией:

  • Гимназия как школа выбора учащимися собственных образовательных  маршрутов,  а  также  учебных,  конструктивных  и исследовательских  проектов;
  • Гимназия как школа, моделирующая социальную практику менеджмента инноваций
  • Гимназия как школа реального социального партнерства с учреждениями и представителями науки и бизнеса, предполагающего непосредственное знакомство с практикой исследовательских разработок и организацией производства.
  • Гимназия как школа для всех, использующая в своей практике метод проектов, погружения, междисциплинарные, межпредметные, надпредметные программы, уделяющая много внимания исследованиям, экспериментам, лабораторной работе, практической деятельности учащихся на базе современного производства.
  • Гимназия как школа, принципиально по-разному выстраивающая образование в различных возрастных группах: 10–14 лет,–15-18 лет.
  • Гимназия как школа моделирования, пронизывающая всю ее образовательную программу — от содержания предметов… до лабораторных работ и практик, использования ролевых, деловых игр в средней школе, и участия в конкретном производственном процессе в старших классах.

Модели, реализуемые в рамках образовательной программы Гимназии

  • Новые типы занятий:
  • Социальные практики
  • Социальные пробы
  • Культурные практики и пробы
  • Экспедиции

Социальные и культурные проекты

  • Новые типы программ:
  • Новые типы форм организации взаимодействия в образовательном процессе
  • Разновозрастные группы при проведении занятий
  • Наставники разновозрастных групп (классный руководитель не у класса, а у разновозрастной группы)
  • Детско-взрослые проекты и исследования
  • Новые типы организации образовательной среды
  • Нелинейное расписание;
  • Электронная среда;
  • Выход за границы здания школы;
  • Интеграция школьных программ и программ дополнительного образования детей.

Вектор развития педагогов

  • Создание единого информационного пространства по определению эффективных образовательных практик на основе сетевых образовательных событий.
  • Создание электронной платформы по следующим направлениям:
  • технологии метапредметного содержания образования и ее апробация в условиях гимназии в рамках Организационно-деятельностных игр, Компетентностной олимпиады
  • Сценирование учебных и внеурочных занятий,  образовательно-игровых сессий, образовательных событий и др.
  • Реализация детско-взрослых социально-значимых проектов.
  • Диагностический пакет материалов для оценки метапредметных образовательных результатов.
  • Использование личностно-деятельностных педагогических технологий: личностно-ориентированные технологии (гендерное обучение в 5-7 классах, группы дифференцированного обучения в целях самоопределения учащихся, рефлексивный и электронный портфолио, авторские действия детей в форме творческого экзамена, проектной деятельности), технология развивающего обучения (гибкая дифференциация, разновозрастные группы), информационные технологии (использование развивающих возможностей новых информационных технологий в образовательном процессе через создание креативной информационной образовательной среды самообучения и саморазвития гимназистов (34 программы в системе Moodle, Межсетевое образовательное взаимодействие. (Гимназич. Союз России и т.п.), обеспечение непрерывного обучения за пределами ЧР),

Результаты практики:

  • Внесение изменений в организацию образовательного процесса (проектная неделя, день самообразования для учащихся, курсы по выбору, образовательные экскурсии и образовательные модули, социальная практика, Организационно-деятельностные игры, Компетентностная олимпиада).
  • Внесение изменений в образовательную среду гимназии: Гибкий вариативный учебный план, разноуровневые учебные программы, элективы, спецкурсы, модульные программы.
  • Модернизация модели воспитательной системы гимназии, основанной на единстве ценностных подходов всех участников гимназического сообщества и организации социального и учебного проектирования (комплексное решение по модернизации детских библиотек г.Чебоксары, разработанное группой учащихся гимназии, проектирование инфраструктуры и содержательное наполнение Детского парка им. Николаева)
  • Реализация новых педагогических технологий, основанных на механизмах смыслообразования в рамках курсов по выбору, образовательных модулей через Практики индивидуализации образования, используемые в урочной и внеурочной деятельности опыта совместной деятельности через расширение партнерского взаимодействия школы с другими образовательными и общественными организациями в креативном проектировании.