Образовательные лагеря как инструмент социализации учащихся

Как показывает практика, образовательный и социальный потенциалы лагерей мало используются.

На 2013-2015 гг. базе Автономного учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Белые камни» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики команда учителей МАОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары во время осенних, весенних, летних каникул проводит образовательные, проектные лагеря для школьников.

Для учеников 5–6 классов проводился образовательный лагерь «Погружение в Древний мир». Каждому классу за неделю до начала смены в результате жеребьевки доставалось определенное государство: Древний Рим, Древняя Греция, Древний Египет, Древний Китай, Древняя Индия. В оставшееся до начала смены время дети должны были заполнить специальные рабочие листы, включавшие следующие вопросы и задания:

  • Дата возникновения государства, основатель.
  • Природно-географическое положение страны (климат, особенности географического положения, почва, природные ископаемые).
  • Кто правил в указанный период?
  • Структура населения (было ли деление общества на слои?)
  • Основные занятия населения. Какие ремесла были развиты? С кем и чем торговали?
  • Религия (какие верования были? верили в магию? язычество?).
  • Государства-соседи, отношения с ними.
  • Какое достижение, принадлежащее изучаемой стране для тебя является самым важным, значимым? Нарисуйте это достижение на отдельном листе формата А4.

Также дети продумывали и брали с собой материалы и реквизит для работы в лагере.

В самом лагере происходило погружение в Древний мир. Работа велась в группах с учителем, который выступал в роли модератора. Здесь дети использовали свои рабочие листы.

Следующим этапом было составление и публичная защита карт, сопровождавшаяся внешней экспертизой.

Активно применялась технология работы с интересом, выбор исторического события для «реконструкции». Заключительным действом было представление этого события. Проанализировав опыт работы в этой и других аналогичных сменах, а также теоретическую информацию по проблеме, мы выделили следующие ключевые моменты, связанные с потенциалом детских образовательных лагерей:

  • Лагерь позволяет устранить «белые пятна» воспитания и образования, которые образовались в ходе учебного процесса.
  • В лагере помимо выполнения образовательной задачи дети совершенствуют навыки социализации, приобретают эмоциональный и практический опыт.
  • Немаловажным фактом является то, что лагерь создает площадку для общения со взрослыми.
  • В лагере дети имеют больше возможностей для практики.

Таким образом, детский лагерь, как открытая педагогическая система с применением проектного подхода к организации его работы, обладает значительными педагогическими ресурсами для развития ребенка, так как создает дополнительные по отношению к другим социальным институтам условия, которые оптимизируют процессы социальной интеграции и личностного становления.

Гасанова Малека Нусраддин Кызы – учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия №5» (г. Чебоксары),

Шуркина Наталия Андреевна – учитель информатики МАОУ «Гимназия №5» (г. Чебоксары).